Коррекция слуха

Коррекция нарушений слуха — это возвращение к активной жизни, полной интересов и удовольствий, общения с огромным количеством людей. По данным ВОЗ, количество глухих и слабослышащих людей достигает на планете 360 миллионов человек. Это 9% всего населения Земли. Из них около 32 миллионов — дети в возрасте до 15 лет. Та же статистика ВОЗ утверждает, что половина из всех людей с нарушениями слуха могут быть полностью адаптированы в обществе, поскольку есть эффективные методы и способы коррекции нарушений слуха.

Почему человек не слышит?

Звуковой образ (голос родного человека, скрип тормозов, шум ветра или треск костра) создается в коре головного мозга больших полушарий, а именно в височных долях. Чтобы создать образ, нужно доставить в мозг электрические сигналы. Они получаются во время переработки информации, поступившей в слуховой, то есть преддверно-улитковый нерв. Нерв получает информацию с волосковых сенсорных клеток, расположенных во внутреннем ухе. Акустические колебания на эти клетки передают слуховые косточки – наковальня, молоточек и стремечко, получившие свои названия из-за специфической формы. Они находятся тоже во внутреннем ухе. Колебания на косточки передает барабанная перепонка, отделяющая среднее ухо от наружного. Концентрирует и направляет звук на барабанную перепонку наружное ухо, которое каждый из нас может видеть в зеркале в любое время.

Нормально слышащие люди не задумываются над тем, каким сложным и слаженным механизмом восприятия звука одарила их природа. Тем же, у кого слух снижен или нет возможности воспринимать звуки совсем, детальное обследование позволяет определить уровень поражения.

Коррекция слуха у взрослых и детей ежегодно совершенствуется благодаря использованию новых технических решений. Потребность в слухопротезировании растет во всех странах мира, особенно среди возрастных пациентов. Чем старше человек, тем хуже у него слух — такая закономерность прослеживается у людей старше 60-75 лет.

Методы коррекции слуха

Методы коррекции нарушений слуха выбираются после осмотра пациента ЛОР-врачом, который определяет, какая проводимость звука нарушена — воздушная или костная. Далее проводится обследование — тональная пороговая аудиометрия. Аудиометр — это медицинский прибор, который генерирует тоны разной частоты и интенсивности. Чистые звуки подаются либо в наушники, либо на костный вибратор. Пациент отмечает тот порог, при котором звук становится различимым. Таким образом тестируются все частоты, которые способно воспринимать человеческое ухо.

Результат обследования — аудиограмма, на которой обозначены все выпавшие частоты. Она является основанием для подбора модели слухового аппарата либо кохлеарного импланта.

Технические средства коррекции слуха выбираются по результатам обследования. Таких средств несколько:

  • слуховые аппараты, или слухопротезирование;
  • средства адаптации в быту и при выполнении профессиональных задач;
  • хирургическое лечение, или кохлеарная имплантация;
  • применение окружающими правил общения со слабослышащими.

Использование слуховых аппаратов — самый распространенный способ устранения нарушенной воздушной проводимости звука. Они либо усиливают все звуки подряд (аналоговые модели), либо избирательно восполняют те частоты, которые человек не может воспринимать (цифровые или программируемые).

Средства, используемые для адаптации в быту или на работе — это простые приборы, преобразующие звуковой сигнал либо в световые импульсы, либо в вибрационные ощущения. Человек с нарушением слуха может видеть сигнал лампочки вместо дверного звонка или ощутить вибрацию, заменяющую звуковую сирену при опасности.

Кохлеарный имплант — это устройство, замещающее функции нервных клеток улитки внутреннего уха. Устройство преобразует звуковые сигналы в электрические и передает их мозгу. Качество звуков и восприятие речи при этом способе на порядок выше, чем при использовании слуховых аппаратов. Возможности пациента с имплантом при условии хорошей реабилитации ничем не отличаются от таковых у здорового человека.

Правила общения со слабослышащими облегчают восприятие речи. Это выключение посторонних шумов, использование жестов и мимики, внятная разборчивая речь, которую можно понять по губам, деликатное отношение к проблеме в целом.

Своевременная помощь слабослышащим важна в любом возрасте, а особенно – в детском. Раннее применение методов коррекции слуха позволяет ребенку развиваться в одном темпе со сверстниками, избежав тем самым речевых нарушений.