Дети с нарушением слуха

Проблема современного воспитания детей с нарушениями слуха многогранна. Ее решение включает в себя педагогические, медицинские и социальные меры, помогающие адаптировать ребенка к окружающей жизни. Если не заниматься правильным воспитанием, то во взрослом возрасте неминуемы проблемы, связанные со сложностью с адаптацией в обществе.

Причины нарушения слуха у детей

Причины нарушения слуха у детей подразделяются на 3 большие группы:

  1. аследственные, когда изначально изменена сама структура некоторых отделов уха, при этом имеется сочетание с дефектами развития других органов.
  2. Внутренние и внешние вредные факторы, которые вызвали нарушение развития органа слуха у плода без наследственной отягощенности. Это, например, тяжелые инфекции – токсоплазмоз, грипп, герпес, корь, скарлатина и туберкулез. В эту же группу относят травмы матери на раннем сроке гестации, прием антибиотиков, алкоголь, резус-конфликт.
  3. Заболевания, перенесенные в раннем возрасте здоровым при рождении ребенком – острый средний отит, корь, инфекционный паротит, грипп, аденоидные разрастания. Сюда же включают травмы – в результате ДТП и/или падения с высоты. Вред может нанести прием высоких доз антибиотиков – аминогликозидов, которые проявляют выраженное ототоксическое действие.

В некоторых случаях установить конкретную причину не удается, поскольку действуют несколько негативных факторов одновременно.

Меры по профилактике нарушений слуха у детей – правильное ведение беременности, избегание всевозможных вредных воздействий, здоровый образ жизни и тщательное выполнение советов педиатра по уходу за младенцем.

Классификация детей с нарушением слуха

Чтобы педагогам удавалось добиваться оптимальных результатов обучения, на практике применяется классификация детей с нарушением слуха Рахили Марковны Боскис, учитывающая психологические особенности и педагогический подход:

  1. Глухие дети и оглохшие рано – с врожденной тугоухостью или потерявшие слух до овладения речью. Они не могут ни воспринять речь, ни научиться говорить. Можно научить читать слова по губам.
  2. Глухие, сохранившие речь – успели овладеть речью в раннем возрасте, слух потеряли позже. У них есть навыки речевого общения, но им необходимо длительное обучение с педагогами, чтобы речь не распалась. Важно развить слухозрительное восприятие речи.
  3. Тугоухие или слабослышащие – могут самостоятельно овладеть простейшими речевыми навыками, но сложности в словесном общении требуют серьезной коррекционной работы.

Тщательное обследование ребенка позволит правильно оценить задачи умственного развития детей с нарушением слуха и следовать им, не тратя драгоценное время на то, что не принесет результата.

Воспитание и обучение детей с нарушением слуха

Социальная реабилитация детей с нарушением слуха – это правильно организованное обучение, в ходе которого развивается логическое мышление, а также воспитание навыков общения со слышащими людьми.

Образовательные учреждения для детей с нарушениями слуха имеют ряд особенностей относительно организации и работы.

В детские сады принимаются малыши в возрасте от 3 до 6 лет. Каждого ребенка относят к одной из групп:

  • лишенные слуха с рождения и не успевшие овладеть речевыми навыками; сюда же попадают дети, потерявшие слух в раннем детстве – до того, как научились говорить;
  • дети с недоразвитием речи вследствие тугоухости;
  • оглохшие, но сохранившие минимальные навыки речи.

Воспитание и обучение детей с нарушениями слуха, отнесенных к разным группам, проходит по отличающимся друг от друга программам.

Игры для детей с нарушением слуха помогают развить память, внимание и логическое мышление. Вот самые наглядные примеры:

  • помочь пчеле найти в лабиринте дорогу к варенью;
  • найти игрушку в одном из ящиков шкафа, которую спрятали на глазах у малыша;
  • найти половинку предмета.

После достижения 7-летнего возраста дети идут в школы, которые тоже отличаются в зависимости от степени потери слуха и развития речи:

  • для неслышащих;
  • для слабослышащих или оглохших поздно.

Коррекционная работа с детьми с нарушением слуха отличается в разных типах школ. Так, неслышащих детей учат в первую очередь чтению по губам или зрительному восприятию устной речи. Для обучения простым словам и фразовой речи используют тактильную и вибрационную чувствительность, которая у таких малышей отлично развита.

В школах устраиваются звуковые кабинеты, в которых звук многократно усиливают. Практически все школы для тугоухих оборудованы микрофонными классами.

Психологические особенности детей с нарушением слуха таковы, что им требуется конкретность и наглядность. Абстрактные и отвлеченные понятия на первых порах обучения недоступны. При запоминании и заучивании слов малыш запоминает не смысловую единицу, а звуковую последовательность. Понимание смысловой нагрузки приходит позже, по мере взросления.

Особенность детей с нарушением слуха – позднее развитие эмоций. Дети ограничены в своем восприятии, возможность сопереживать и сочувствовать развивается у них только в среднем школьном возрасте, причем у каждого в разной степени. Они не знают звуков, которыми сопровождаются горе и радость, печаль и восторг, и это создает определенные трудности в жизни.