Обучение детей с нарушением слуха

Проблема современного воспитания детей с нарушениями слуха многогранна. Ее решение включает в себя педагогические, медицинские и социальные меры, помогающие адаптировать ребенка к окружающей жизни. Если не заниматься правильным обучением, то во взрослом возрасте неминуемы проблемы, связанные со сложностью адаптации в обществе.

Особенности обучения детей с нарушениями слуха

Социальная реабилитация детей с нарушением слуха – это правильно организованное обучение, в ходе которого развивается логическое мышление, а также воспитание навыков общения со слышащими людьми. Образовательные учреждения для детей с нарушениями слуха имеют ряд особенностей относительно организации и работы.

В детские сады принимаются малыши в возрасте от 3 до 6 лет. Каждого ребенка относят к одной из групп:

  • лишенные слуха с рождения и не успевшие овладеть речевыми навыками; сюда же попадают дети, потерявшие слух в раннем детстве – до того, как научились говорить;
  • дети с недоразвитием речи вследствие тугоухости;
  • оглохшие, но сохранившие минимальные навыки речи.

Особенность детей с нарушением слуха – позднее развитие эмоций. Дети ограничены в своем восприятии, возможность сопереживать и сочувствовать развивается у них только в среднем школьном возрасте, причем у каждого в разной степени. Они не знают звуков, которыми сопровождаются горе и радость, печаль и восторг, и это создает определенные трудности в жизни.

Отличительные особенности детей с нарушениями слуха накладывают отпечаток на организацию всего образовательного процесса. В одном классе не должно находиться более 12 человек. Базовым направлением в обучении является предметно-практическая деятельность. Для развития слуха и речи применяются слухозрительные демонстрации и используется звукоусиливающая аппаратура. Задача подобного образования – максимально сохранить остаточный слух. В исследованиях было показано, что раннее начало педагогического процесса у детей с нарушениями слуха и речи приводит к хорошей успеваемости, способствует правильному общему, речевому и умственному развитию, позволяет интегрировать ребенка к обучению в нормально слышащей среде без посторонней помощи.

Основные принципы и методы обучения слабослышащих детей

Обучение детей с нарушениями слуха, отнесенных к разным группам, проходит по отличающимся друг от друга программам.

Игры для детей с нарушением слуха помогают развить память, внимание и логическое мышление. Вот самые наглядные примеры:

  • помочь пчеле найти в лабиринте дорогу к варенью;
  • найти игрушку в одном из ящиков шкафа, которую спрятали на глазах у малыша;
  • найти половинку предмета.

После достижения 7-летнего возраста дети идут в школы. Легкие степени тугоухости, которые корректируются слуховым аппаратом или имплантом, позволяют учиться в обычных школах. Глухие дети без коррекции слуховыми имплантами обучаются в специальных образовательных учреждениях, где педагоги-дефектологи знают, как подавать знания. Познавательное развитие детей с нарушением слуха в таких заведениях происходит в комфортных для них условиях: дети учатся в небольших классах до 6 человек, у них есть специальное оборудование и учебники. Тут они обучаются речевым методикам, направленным на воспроизведение и артикуляцию звуков, а также языку жестов.

Таким образом, специализированные школы отличаются в зависимости от степени потери слуха и развития речи:

  • для неслышащих;
  • для слабослышащих или оглохших поздно.

Программа обучения различается в разных типах школ. Так, для детей с нарушением слуха проводят в первую очередь обучение чтению по губам или зрительному восприятию устной речи. Чтобы научить простым словам и фразовой речи, используют тактильную и вибрационную чувствительность, которая у таких малышей отлично развита.

В школах устраиваются звуковые кабинеты, в которых звук многократно усиливают. Практически все школы для тугоухих оборудованы микрофонными классами.

Психологические особенности детей с нарушением слуха таковы, что им требуется конкретность и наглядность. Абстрактные и отвлеченные понятия на первых порах обучения недоступны. При запоминании и заучивании слов малыш запоминает не смысловую единицу, а звуковую последовательность. Понимание смысловой нагрузки приходит позже, по мере взросления.

Внимательное отношение педагогов-психологов и родителей, основанное на особенностях личностного развития детей с нарушениями слуха, позволяет добиваться хороших результатов в обучении и социальной интеграции.