Дети с кохлеарными имплантами

Кохлеарная имплантация как метод реабилитации глухих детей рассматривается врачами в качестве одной из самых эффективных методик. После имплантации ребенок может учиться вместе со слышащими сверстниками, социализироваться, получить профессию. Но чтобы понять, что такое кохлеарная имплантация у детей, необходимо немного разобраться в сути методики, кому она подходит, где делают такую операцию и как проходит реабилитация.

Кохлеарный имплант представляет собой медицинский прибор, который способен компенсировать потерю слуха. Он используется для пациентов с выраженной или тяжелой степенью нейросенсорной (сенсоневральной) тугоухости. Врачи утверждают, что чем раньше сделана операция, тем лучше. Но многих родителей пугает кохлеарная имплантация. Однако такой вариант протезирования дает ребенку шанс на полноценную жизнь, которой без операции зачастую быть не может.

Именно кохлеарная имплантация дает возможность ощутить принципиально новые уровни слухового восприятия по сравнению с его возможностями изначально. Дети с кохлеарными имплантами могут слышать те звуковые частоты, которые они не различали до операции и которые невозможно воспроизвести, например, с помощью слухового аппарата.

Дети после кохлеарной имплантации быстро восстанавливаются и сразу же начинают познавать новый для них мир звуков. А это во много раз увеличивает качество жизни не только самого ребенка, но и всей его семьи. Правильные занятия помогают детям с кохлеарными имплантами достигнуть значительных успехов наравне со здоровыми сверстниками. А уже во взрослом возрасте они могут наравне с коллегами конкурировать практически в любой сфере деятельности.

Реабилитация детей после кохлеарной имплантации

Чем раньше проводится имплантация, тем лучше. У детей до 2-3-летнего возраста за счет передаваемой имплантом звуковой стимуляции происходит формирование нейронных связей в слухоречевых и речедвигательных отделах центральной нервной системы. Это очень важно для последующего развития слуховых ощущений и навыков самостоятельной речи. Но, конечно, есть и некоторые особенности развития детей после кохлеарной имплантации, которые стоит учесть.

Абилитация – процесс лечения и различного рода мероприятия для людей с ограниченными возможностями – направлена на социализацию и адаптацию к жизни. Реабилитация ребенка с кохлеарным имплантом начинается с того, что на протяжении полутора месяцев родители должны оберегать его от резких шумов. Еще около шести недель нужно быть максимально осторожными.

Ребенка постепенно знакомят с миром звуков вокруг, поэтому необходимо исключить шумные игры, падение каких-либо вещей вокруг, лай собак. Также нужно исключить риск появления простудных заболеваний в течение месяца-двух после операции.

Через месяц-полтора после операции производится подключение и настройка звукового процессора к импланту. И как раз в это время нужно начать специальную работу с детьми с кохлеарной имплантацией. В этом процессе задействованы многие специалисты – сурдопедагоги, психологи, логопеды. Врачи разрабатывают индивидуальную схему коррекционно-педагогической программы реабилитации каждого ребенка, в которой всегда есть несколько этапов. В этом процессе очень важную роль играют не только доктора, но и родители.

Работа с детьми с кохлеарной имплантацией

Работа с детьми после кохлеарной имплантации начинается с общения в обычной обстановке: в первую очередь – дома с близкими. Именно это способствует формированию нормального звукового восприятия. К тому же развитие речи начнется лишь тогда, когда дети с кохлеарным имплантом в естественной речевой среде смогут слышать общение окружающих и повторять звуки и слова.

Сначала применяется ограниченный речевой материал, чтобы начать тренировку слуховой памяти. Уже после освоения простых звуков задания усложняются: ребенок начинает различать и сам произносить слова. Усиливает эффект психолого-педагогическое сопровождение – речь малыша становится внятной, четкой и выразительной.