Высшее образование с кохлеарным имплантом. История Коли Кузнецова.

Возможно ли тому, кто слышит только с помощью кохлеарного импланта получить высшее образование?

Конечно, ведь нет ничего невозможного! В этом году Николай Кузнецов, Наставник проекта YouHear.ru закончил бакалавриат СПБГУ по направлению «Юриспруденция».

Специально для «Я слышу мир!», мама Николая, Ирина Кузнецова (она также Наставник проекта YouHear.ru) рассказала нам о том, как проходил учебный процесс, с какими трудностями и радостями пришлось столкнуться.

Ирина Кузнецова:

«Вопрос будущего своего ребёнка волнует каждого родителя. Что с ним будет, когда вырастет? Где найдёт своё счастье? Будет ли востребован в профессии? И таких вопросов очень много.

Надо ли говорить, что у родителей особенных детей эти мысли острее, болезненней. Они и звучат по-другому. Примет ли его общество? Сможет ли он учиться, работать?

Все годы учёбы Коли в школе для слепых я переживала за его будущее, но эти переживания, в основном, не были связаны с кохлеарной имплантацией, которая была сделана ему в 4 года. В школе у Коли не было проблем с общением, он ходил в литературно-театральный кружок, участвовал в школьных спектаклях. У Коли к 6 годам была сформирована отличная речь и достаточно хорошая разборчивость.Основные переживания о будущем были связаны со слепотой. Они не покидают и сейчас.

В 2014 году мы подали документы в СПбГУ на юридический факультет. В тот год они организовали новую форму обучения — дистанционную. Это значило, что обучение будет проходить из дома: лекции, вебинары. И, конечно, вся информация — на слух. Коля за эти годы буквально сросся с наушниками. Лекции очников транслировались онлайн, преподаватели снабжались микрофонами, чтобы по ту сторону экрана было хорошо слышно: без помех, стуков стульев и шёпота студентов. К сожалению, нововведения с обязательным включением микрофона не всегда реализовывались. Тогда Коле приходилось напрягаться, чтобы понять, что говорит преподаватель. Первое время я очень переживала, что тихий или нечёткий звук будет мешать Коле учиться и воспринимать новую информацию. Иногда даже я не понимала, что говорит преподаватель, забывший надеть микрофон. Пробелы некачественных по звучанию лекций Коля заполнял огромной армией прочитанной на слух литературы — с помощью неизменных наушников и специальной программы для слепых Jaws, которая озвучивает то, что находится на экране компьютера, причём можно регулировать скорость озвучивания. Чтобы успевать прочитать как можно больше, Коля ставил максимальную скорость, при которой я вообще не разбирала слов (они шли общей массой непонятных мне звуков), а Коля всё понимал.

Вебинары проходили в беседе с преподавателем и одногруппниками с помощью гарнитур. Если Коля что-то не слышал, то просил повторить и это не вызывало проблем.

Поскольку обучение было удалённым, Коля связывался с некоторыми преподавателями, кураторами их группы, учебной частью и одногруппниками по телефону, по почте или через социальные сети. В этом были и плюсы, и минусы. Минусы были связаны с отсутствием живого общения, завязывания дружбы, связей. И мне жаль, что этого аспекта в Колиной жизни очень мало, это до сих пор является предметом моих переживаний.

Неоспоримым плюсом обучения из дома было то, что не тратилось драгоценное время на поездки в университет. Объём необходимой литературы для качественного обучения в университете огромный, и всё свободное время отводилось на чтение. Вторым плюсом было то, что экзамен проходил дома. Это относительное спокойствие в родных стенах, где никто не стоит над душой.

Ни о каком списывании не было речи, потому что экзамены на юридическом факультете — это решение казусов и коллизий, в которых, конечно, важна теория, но самое главное — знать законы, уметь вовремя сориентироваться и правильно их применить, дать грамотную оценку и аргументировать своё решение.

В СПбГУ все экзамены для любой формы обучения проходят письменно, на компьютере, с ограничением по времени. Можно пользоваться правовыми базами, но чтобы ими пользоваться, нужно знать, что ты ищешь. Во время зачётов и экзаменов я быстро читала Коле задания, он мне формулировал ответы. Некоторые зачёты предполагали написание эссе, что Коля делал самостоятельно.

Только три экзамена государственной итоговой аттестации Коля сдавал в здании университета. Мне официально разрешили быть его помощником. Читала полушёпотом, за окном тарахтел отбойный молоток, но когда есть знания в голове, разве может это помешать?

Оглядываясь назад, понимаю, что в Колином случае дистанционное обучение помогло в более комфортных условиях получить образование.

В зданиях университета хорошая акустика, которая ухудшает разборчивость речи, из-за отсутствия зрения Коля не может помочь себе, например, прочитать по губам, может не отреагировать на обращённую к нему фразу.

Но его эти трудности не пугают и в планах — поступать в магистратуру, где нет дистанционного обучения.

Когда Коля учился на бакалавра, он начал научную деятельность: писал статьи, участвовал с докладом на конференции. Доклад предполагает вопросы от участников. Коля с этим справился отлично.

За время учёбы в университете Колю отмечали многие преподаватели: его целеустремлённость, жажду знаний и, кстати, отличную речь, которая необходима юристу. У него сложились хорошие отношения со всеми руководителями его курсовых работ и статей.

В 2017 году Коле посчастливилось встретиться с ректором СПбГУ Николаем Михайловичем Кропачевым, рассказать о том, как проходит дистанционное обучение, на котором их группа была первооткрывателями, высказать пожелания и предложения. Поговорили о профессии юриста и о дальнейших планах Коли.

Хочется вспомнить слова некоторых учителей, спрашивавших, зачем Коле получать высшее образование, ведь на работу не любят брать таких людей. Я неизменно отвечала: «Будет день, будет пища!»

Да, у меня есть вопросы, как будет складываться дальнейшая судьба Коли. Но нельзя из-за этого предавать мечту. Нельзя из-за того, что может случиться или не случиться в будущем, опускать руки в настоящем».

А вы можете задать свои вопросы Николаю или Ирине Кузнецовым прямо на сайте YouHear.ru — и они с удовольствием ответят на ваши вопросы о высшем образовании с кохлеарным имплантом!